Вайсман Игорь - Эссе: Явление абсолютного добра. О месте подвига в наше мирное время.

Номинации литературные
Проза
Фамилия
Вайсман
Имя
Игорь
Отчество
Серафимович
Страна
Россия
Город
Уфа
Возрастная категория
Основная — от 25 лет и старше
Год
2022 - XII интернет-конкурс
Тур
1

Игорь Вайсман
О месте подвига в наше мирное время

«Сегодня наша страна не «производит», точнее сказать,
не популяризирует своих героев».
Игорь Матвиенко, композитор, продюсер

Неосведомлённость и слепота многих наших современников не
престают изумлять. Вот какой «интересный» вопрос задала журналистка
еженедельника «Аргументы и факты» главе Синодального
Информационного отдела Русской Православной Церкви Владимиру
– Недавно патриарх сказал, что без подвига нет христианства. А какой
подвиг можно совершить в современных условиях, если нет войны?
Конечно, если акулам пера сделать замечание, они в таких случаях
всегда открестятся, якобы просто так сформулировали вопрос, чтобы узнать
мнение собеседника. Только беда в том, что не одни журналисты, а и масса
учителей, деятелей культуры, политиков, не говоря уже о простых
обывателях, совершенно искренне считают, что в мирное время подвигам
места нет. Разве что, если спасти утопающего или находящегося в горящей
Но давайте вспомним хотя бы мирные 30-е годы прошлого века, когда
граждане нашей страны совершали трудовые подвиги.
«То была пропаганда и идеология тоталитарного государства!» –
В таком случае возьмём более ранние примеры.
Джордано Бруно взошёл на костёр ради идеи в мирное время.
И разве деятельность многих исследователей и путешественников,
преодолевших множество трудностей ради совершения открытия, не была
подвигом? Некоторые погибли в джунглях Амазонки и льдах Антарктиды,
причём в мирное время!
А разве всю жизнь Иммануила Канта, добровольно отказавшегося от
многих радостей ради служения высокой цели, нельзя назвать подвигом? По
справедливому замечанию его биографов, такой подвиг, длинною в жизнь,
совершить гораздо труднее, нежели один раз напрячься в душевном порыве,
как это случается на войне или во время стихийного бедствия.
Об этом хорошо сказал Жюль Ренар: «Труднее быть в течение недели
порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут».
Подвиги совершаются и в наше время, и в нашем городе. Разве
волонтёры, среди которых, между прочим, есть не только жаждущая
адреналина молодёжь, но и весьма почтенного возраста пенсионеры, не
делают подвиги? Если бы не их регулярные акции, наши города, водоёмы и
леса превратились бы в свалки мусора.
Одна моя знакомая по собственной инициативе, в собственном доме в
селе Урман организовала реабилитационный пункт для алко- и
наркозависимых. Спасая заблудшие души, она вынуждена отказывать себе во
многих вещах. И этот воз она тащит на себе почти десять лет.
Ещё несколько знакомых пенсионерок взяли на себя обузу ухаживать за
бездомными кошками и собаками. Ежедневно они обходят целые кварталы и
кормят животных. На собственную жалкую пенсию, без какой-либо помощи,
и так много лет.
Жизнь так устроена, что всегда и всюду, независимо ни от каких
обстоятельств, для подвига есть место. Нужно только увидеть, где он сейчас
требуется, и набраться сил для свершения.
Что же касается нашего времени, то позволю себе вольность на такое
заключение: в истории ещё не было эпохи, предоставляющей столь богатые
возможности для совершения подвигов. Этому есть две причины.
Первая. Согласно заключения многочисленных экспертов, мы живём в
эпоху приближающейся всемирной катастрофы. Об этом написана масса
книг и статей, вполне научных. Учёные подсчитали, что не далее чем к
середине ХХI века на Земле начнутся необратимые процессы разрушения
биосферы, вызванные нашей алчной цивилизацией. Они сигналят об этом с
50-х годов прошлого века. Но никаких основательных усилий предотвратить
катастрофу в мире не наблюдается. Страны, народы и корпорации, как ни в
чём не бывало, продолжают нещадно грабить остатки природных «богатств».
Правительства государств озабочены увеличением ВВП и курсом валют, а
если и реагируют на вызовы, то только сегодняшнего дня.
Так разве встать на защиту родной планеты и самой цивилизации – не
есть подвиг? И разве он не актуален? Поле деятельности здесь поистине
неисчерпаемо, и подвигов можно совершить бесконечное множество. Их
хватит на всех.
Для тех, кто совсем не хочет думать, на вскидку предложу несколько
направлений деятельности: организовать бригады по борьбе с браконьерами
всех мастей – от расхитителей леса до контрабандистов живого товара;
встать на защиту гибнущей под натиском пришельцев из Азии и Африки
европейской цивилизации и культуры; вернуть в мировое сообщество
традиционную мораль и воспитание, которые уничтожают лукавые
либералы; устроить тотальное лоббирование власти, не желающей бороться с
язвами общества и заставить её ими заняться. Здесь стоит изучить опыт таких
международных организаций, как «Сhange.org» и «Аvaaz», насчитывающих
десятки миллионов членов по всему миру и принуждающие правительства
многих стран менять свои неправильные решения.
Вторая причина. В Советском Союзе подвиги совершать было
значительно проще. Государственная пропаганда воспевала их, показывала
наглядные примеры, указывала точки приложения сил. Жителей страны с
раннего детства ориентировали на героизм, благородство и устремленность к
высокому.
(Тем, кто опять же спишет такую государственную политику на
бесчеловечный тоталитаризм и извращённую идеологию, напомню что и в
дореволюционной России, и в уставе средневековых рыцарей, и в античном
мире героизм почитался как наивысшее устремление человека).
Совсем другое дело наше время – пропаганда агитирует побольше
потреблять, «протянуть руки удовольствиям», телевидение ежедневно
прославляет гламурную жизнь «звёзд», о воспитании собственного населения
государство напрочь забыло.
Поэтому, идущий на подвиг фактически плывёт против течения. Он
должен самостоятельно найти социальную проблему, точку приложения
своих сил, осознать необходимость своего поступка и быть готовым к тому,
что его, скорее всего, не то что медалью не наградят, а ещё и назовут «белой
вороной».
Большого мужества требует героизм в наше бесславное время! А также
умения анализировать и отделять зёрна от плевел. А также способности
отказаться от сытой и благополучной жизни во имя гораздо более значимой
цели. А также готовности к тому, что тебя, скорее всего, никто не поддержит,
ибо у окружающих, как и у государственной власти, куда более земные
задачи, и тебя они просто не поймут.
В тяжелейших условиях находятся герои нашего времени. Но свои
подвиги они совершают. Только известно об этом немногим, так как
средствам массовой информации пиарить таких не выгодно – никто не
заплатит!

Игорь Вайсман
Явление абсолютного добра

«В Китае старое раскидистое дерево никто
не осмелится срубить, даже если оно мешает
строительству».
Кирилл Покедов. Что такое фэн-шуй и как
действительно выглядит китайский образ
жизни.

Спроси у многих наших соотечественников: существует ли доброе начало в мире, такое, чтобы кроме добра от него ничего больше не исходило? Такое, что всю свою жизнь только и делает, что дарит всем вокруг добро, а зла не имеет ни грамма?
– Да где ты такое видел?! – возразят. – Куда ни глянь, всюду раздражение, зависть, агрессия, несправедливость, помойка!..
– А вы плохо смотрите, – говорю. – Настоящее добро – оно на каждом шагу. Выгляни в окно и увидишь!
– Чтоб ты понимал! – возмутятся. – Учить меня вздумал! Я жизнь прожил, ничего подобного не встречал.
В общем, кто-то может и не встречал, а вот я, проснувшись однажды утром и выглянув в окно, сразу и увидел: Абсолютное Добро, чистое, непогрешимое и совершенное. Имя ему было: Ель. Но на его месте могла быть и Сосна, и Пихта, и Клён, и Липа, и Берёза. Словом, любое дерево.
– И что же ты в них такого абсолютного разглядел? – спросят с усмешкой.
– А вот послушайте.
Смотрю я в окно, вижу ель, а под ней мужика. Он кого-то ждал и нервничал. Курил одну сигарету за другой. Окурки же бросал не глядя – куда попало. Потом достал из пакета банку пива, выпил и так же швырнул в сторону. Мужик то и дело посматривал на часы и ругался вслух.
А что ель? Она, если даже и уронит сухую ветку, то будет не мусор. Природой так предусмотрено, что все упавшие ветки будут переработаны живыми организмами и удобрят почву. Ель не сорит, не нервничает, не распространяет вокруг негатив. Она и мужика того не осуждает, а только заботливо укрывает его своей тенью от резких лучей Солнца. Она ласково шелестит своими пышными ветвями, чтобы мужик этот стал добрее. Она наполняет его лёгкие живительным кислородом, а его углекислый газ забирает себе. Лишь мир и покой исходят от ели. И она делится ими с каждым – хорошим и плохим, достойным и недостойным. По-другому она не может.
Под елью и любым другим деревом каждый сможет укрыться от непогоды. Оно всех примет. Со всеми поделится. Никого не прогонит. Оно дарит летом прохладу, зимой – тепло. Меняет ядовитый углекислый газ на живительный кислород. Смягчает климат. Поглощает шум. Задерживает пыль. Скрепляет почву.
Деревья дарят миру красоту. Они ласкают взор, восхищают поэтов и художников. Вдохновляют их на сочинение шедевров.
А всегда ли мы дарим красоту? И не являем ли подчас миру уродство? Разве служим мы источником вдохновения? Ну, разве что лучшие из нас. А среди деревьев лучшие – все.
Иногда мы тоже делаем добрые дела, но как? Стараясь, чтобы об этом стало известно как можно большему числу людей. Либо надеемся так замолить свои грехи. Мы делаем добро с расчетом, а не просто так.

Вот так стоят деревья, молча и скромно, несут добро всему свету и смотрят, какие безобразия мы творим. И не возмущаются, не ругаются, а только стараются побольше разрастаться, чтобы таким образом противостоять нашей негативной энергии.
Скептик и циник не согласятся:
– Да они просто завоёвывают пространство!
Да, это тоже имеет место. Но вопрос в том, кому от этого стало хуже? А от того, что люди завоевали все мыслимые и немыслимые пространства кому-нибудь стало лучше? Даже самим людям не стало! Ведь как у нас заведено: все блага достаются маленькой кучке «избранных». Остальные же ворчат, брюзжат и мечтают всё отнять и поделить.
Скептик и циник возразят:
– Да для себя они живут, твои деревья!
– Не спорю, для себя они тоже живут. Так ведь и в Евангелии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как же ты сможешь заботиться о ком-то, если совсем не заботишься о себе?
А разве мы любим других так, как себя? Мы даже к собственным родителям и детям бываем равнодушны. Под силу ли людям эти слова из Евангелия? Боюсь, они под силу только деревьям.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему листья у растений зелёные? Потому что зелёный цвет успокаивает, умиротворяет.
– Да он всё извращает! – воскликнут образованные скептик и циник. – Зелёный цвет им придаёт хлорофилл, с помощью которого осуществляется фотосинтез. Молекулам же хлорофилла в свою очередь зелень придаёт атом магния.
– Согласен. Только разве это главное? Могучие силы, создавая этот мир, могли запросто решить проблему фотосинтеза и по-другому – вовсе без хлорофилла и магния. Но они поставили цель создать Абсолютное Добро. Потому и наделили растения не только способностью создавать органические вещества практически из ничего, не только умением заменять углекислый газ кислородом, но заодно и нести в мир покой и умиротворение.

Какое у большинства из нас отношение к деревьям, если сказать двумя словами? – Пренебрежительное и потребительское.
– Подумаешь, дерево! Ни мозгов, ни интеллекта, ни эмоций!.. То ли дело я: умный, сильный и девушкам нравлюсь!
– Так если ты такой распрекрасный, почему живёшь так бездарно? Какая польза миру от твоей жизни? А деревья – это сплошная польза и никакого вреда.
На деревья мы смотрим как на вещь, которую можно взять бесплатно. Они банные веники, дрова, символ Нового года, строительный материал, товар, который всегда можно продать. Деревья беззащитны и потому, решают люди, с ними можно делать всё, что вздумается. Посмотрите, что делают озеленители (!) с деревьями, растущими вдоль улиц. Кромсают и уродуют, как хотят. Превращают в торчащие из земли брёвна. Но деревья терпеливо сносят это варварство и вырастают в уродов по вине их изуродовавших. А попробуй сделай что-нибудь подобное с людьми? Эх, что тут начнётся! Такого наслушаешься! А то и по физиономии получишь.
Люди издавна делают из деревьев разную утварь. И она получается очень добротной. Разве сравнить деревянные изделия с таковыми из искусственных материалов! Деревья продолжают нести добро, даже будучи уничтоженными! Их лишили жизни, сделали из них табуретки, а они платят добром своим убийцам! Ну, разве мы на такое способны?!
Не от того ли они и живут дольше людей? Ведь им надо не только служить защитой и убежищем для других, но и убирать за нами наши гадости. Стирать с лика планеты всю чёрную ауру, произведённую людьми. И, может быть, никто, кроме них, и не противостоит нашему злому началу? Может быть, деревья – единственные Воины Добра, противостоящие Злу на нашей планете? И не потому ли мы так безжалостно их уничтожаем – целыми гектарами? Не потому ли регулярно поджигаем? Нас, видно, «жаба» душит, что мы такие умные, такие всесильные, и не можем с ними справиться. Мы их и ломаем, и рубим, и сжигаем, а они всё равно не озлобляются. Всё равно сеют Добро.

Всем известно выражение: «Где родился, там и пригодился». Вы думаете это сказано о человеке? Но люди часто переезжают с места на место – из села в город, из страны в страну. Ищут, где лучше. Это сказано про Дерево. Это оно родилось в данной точке, пусть на краю света, в каменистом ущелье, в промёрзшей тундре, в тухлом болоте. Оно родилось здесь и здесь ему определено творить добро, всю свою жизнь.
Сдаётся мне, про деревья Иисус Христос сказал: «Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую». Ведь людям такое не под силу даже осмыслить. А дерево? Ты ломаешь его ветви, а оно молча терпит. Ты его рубишь, а оно смиряется со своей казнью. Оно не жалуется, не взывает к Богу: «Помоги! Я ни в чём не согрешило». Так может Иисус Христос своей добровольной смертью на кресте и хотел обратить наше внимание на деревья? Чтобы мы стали такими же. Чтобы сеяли только добро вокруг. А смерть, даже самую несправедливую, переносили молча.
Деревья ни от кого не скрывают своей сути. Они открыты – смотрите, постигайте! Но люди всё равно их сути не видят. Люди смотрят на всё, что их окружает лишь с одной точки зрения – какая мне от этого выгода? Есть, правда, ещё художники и поэты, но они исключение из правила. И мало их среди людей. Очень мало.
Я вот ещё о чём подумал: а что если Иисус Христос вовсе не с Неба был послан? Он был деревом, принявшим человеческий облик. Мы ведь не замечаем в деревьях их великий смысл, вот он и обратился человеком, в надежде что поймём. Снизошёл до нашего приземлённого сознания.

Вы никогда не задумывались: почему деревья такие высокие? В разы выше людей? Это от того, чтобы мы всегда помнили: они в разы выше нас во всём, а не только в росте. Они смотрят на нас – мелких, тщеславных, самовлюблённых, ничтожных – со своей высоты и с горечью думают: «Когда же вы начнёте расти? Когда станете людьми?»
Благородные деревья! Вы стоите в ряд, как великое воинство Творца всего сущего. Вы посланы сюда, чтобы исправить всё, что мы наворотили. Служить примером щедрости и незлобивости. Но разве вам, таким беззащитным, под силу одолеть вооружённую до зубов алчность, эгоизм и гордыню? Вы гибнете под ударами топора, цепью электропилы и ножом бульдозера. Вас принесли в жертву, дабы исправить род человеческий. Да только он, этот род, ничего не понял и стал использовать вас на виселицы, кресты для распятия и приклады оружий. Чтобы истреблять заодно и себе подобных.

А задумывались ли вы когда-нибудь… Впрочем, что я спрашиваю? Хорошо известно, что задумываемся мы только о самих себе. Это мне сегодня повезло: проснулся утром и увидел в окне то, что, прожив жизнь, ни разу не разглядел.