Идёт подведение итогов.

Опубликовано Phantom - ср, 15.03.2017 - 19:23
Год
2017

http://www.bards.ru/news_show.php?id=662

I) Обзор номинации БАРД 7 МГИК

Вот и закончился для меня Интернет Конкурс Грушинского Фестиваля. Я , как руководитель предварительного жюри по авторам хочу сказать несколько слов. В конкурс было допущено 227 песен. Из них нужно было отобрать подходящие работы для основного тура. Задача оказалась не из легких. Но если несколько лет назад , когда я так же был руководителем жюри основная проблема была набрать нужное количество, потому что средний уровень произведений был очевидно слабый, то в этом году мне с болью в сердце приходилось отказываться от хороших песен в пользу лучших. Спасибо всем участникам. Несколько слов молодым авторам. Как-то Юрий Лорес на мастер классе сказал замечательные слова: «Поэзия это разговор поэтов друг с другом. Они находятся в комнате и давно о чем то беседуют. Не стоит врываться в комнату и пытаться с порога сразу поразить собравшихся. В лучшем случае вызовите недоумение» То же самое готов повторить для авторов своих песен. Несколько лет назад, из 300 песен в конкурсе я насчитал около 30 песен было про осень, Из которых около 10 было про последний листочек, Еще 10 -15 про перелетную птицу, Сложилось ощущение, что люди не слушают друг друга, а считают, что раз замысел пришел в голову, значит он уже гениален и надо его воплощать. Можно написать и про листок на дереве и про птицу, но если Вы просто посидите в комнате и послушаете разговор близких Вам по духу авторов, (Это важный момент, не всяких авторов полезно слушать для саморазвития) то песни выйдут на порядок лучше. Молодые авторы ищут новые звуковые формы, это прекрасно. Не помню кто сказал : «Авторская песня всеядна как свинья». Грубо, но в точку. Есть только одно неизменное и вечное что должно быть в хорошей песне -ВАШЕ СЛОВО. Вот одно четверостишие из конкурсной песни «Горбатый Мост» Владимира Музыкантова :

«Не предвкушай, не возражай, не вопрошай, не сетуй.
Весь небогатый урожай вошел в одну кассету.
Зачем звонил в колокола? Какую ждал награду?
Зачем всю жизнь врастал в дела, как виноград в ограду...»

С таким автором можно сидеть в одной комнате и разговаривать ( то есть, слушать его песни и пытаться если тронуло что то ему в поэзии или песней ответить . Ведь вопрос уже задан...Зачем звонил в колокола? Какую ждал награду?).
В любом случае если музыка льется из Вас песней, никогда не бросайте, даже если самый авторитетный авторитет скажет что Вы бездарь - не верьте. Творите! Людей творческих на планете всего 15 процентов. Вы уже среди них. А конкурс это всего лишь повод для разговора.

С уважением
Павел Сыч - руководитель группы жюри номинации БАРД(автор)

II) Прелюдия для героя. Обзор прозы 7 МГИК

Изначально ничего такого не предполагалось, ведь если обозревать, то все работы, а произведений - участни­­ков­­ много, и обзор потому окажется слишком громоздким, чтобы его дочитывать. А если не читать, то зачем слова переводить? И всё же, нетривиальность нынешнего конкурсного задания «У нас с вами одна платформа мира, добра и созидания», видимо, сказалась на отношении авторов к поданным материалам, отношение будто бы стало более внимательным и бережным, потому и не удивительно, что в конкурсе появилось большое количество интересных прозаических произведений. Однако, и это доподлинно известно, у жюри тоже возникла необходимость в создании обзора-исследования.­­­ Произошло некое событие, которое делает особенным нынешний конкурс малой прозы, представленной на МГИК-7.
И чтобы отметить это событие, мы решили отойти от традиций фестиваля и представить обзор. Обзор вокруг …героя.

«Мне приснилось долгожданное появление героя..»,- писал Лев Рубинштейн в поэтическом дневнике «с четверга на пятницу», а эти сны обычно сбываются, и вот наш славный главный герой появился.
И он до самозабвения одинок. И к этому нечего было бы добавить, если бы не восхитительное шествие одинокого героя от автора к автору, из рассказа в рассказ. Что он ищет, зачем пришел в наше бесконечно-перестрое­­чное­­ настоящее? Почему диктует новые формы и требует новых знаний. Что хочет сказать, и хорошо ли слышен его голос, и верно ли мы его слышим, может это и не голос вовсе, а некие шумовые иллюзии?
Можно ли утверждать, что наш герой бежит одиночества – и это основная его сегодняшняя задача?

1. Следы
Прежде всего, наш герой вознамерился найти своего автора, пошел по его следам, чтобы заставить его принять участие в судьбе созданного, но забытого или заброшенного героя. Коротко сказать: герои тоже люди.

Примечательна в этом отношении проза Вадима Сазонова «Герои поневоле»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=342980&pid=242&nom_id=678

Или стильная фантастическая история, рассказанная Любовью Колесник «Чертоги забвенья»
http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=360733&pid=242&nom_id=678.

Кто-то из авторов сам становится героем, чтобы дождаться вдохновения, как в истории, рассказанной Никитой Николаенко (Москва) «Бочка с водой»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362367&pid=242&nom_id=678

2. Фантазии
На пути к автору каких только историй не случается с нашим героем. В детстве, отрочестве, взрослом возрасте.
Истории реалистичные, ну, или почти реалистичные с определенной долей допуска и доверием к автору, как в рассказе Олеси Шикито«Выбор» http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=360775,
где бродячий мальчик, полный веры в хорошее, находит приемную маму, или она его находит….не суть важно, главное , что он уже не одинок, однако же жаль, что за кадром всё-таки остаётся результат встречи, усыновила его героиня-приемный родитель или нет, и что было потом…

Случаются с героем и мистические, символичные истории, как в прозе Джона Маверика «Мой дом стройплощадка» John Maverick http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=333002&pid=242&nom_id=678
Немного не хватает чего-то от встречи с героем, но что? В конце новеллы мальчик, сталкивается с трансцендентным, обнаруживая заколоченные двери своей давно опустевшей квартиры. А дальше что?
Хочется, чтобы кто-нибудь тронул нашего маленького одинокого героя за плечо и позвал…ну хотя бы в кино, отвел от точки невозврата, вот и читатель переживает из-за неизвестности.

Представим, что герой, за которым мы охотимся, подрос и стал героем фантастической прозы Евгения Трубачева «Ядерное убежище»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362007&pid=242&nom_id=678
Он оказывается среди лишних людей, которых оптимизация и логистика сверх-гуманизации приговорила к уничтожению. Недолго мучился герой… Тут уж не до вопросов – а дальше что, или неясных предположений, может выживет он? Нет, не выживет, убит, не успев избавиться от одиночества.Впечатля­­ет.­­

3. Словоформы и формы слов
В этом разделе нашего обзора примечателен рассказ Жданкиной Ольги Андреевны «Слово о правде».
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363473&pid=242&nom_id=678
Читателю предлагается неожиданный герой - Слово. Слово - событие, слово – целый мир, вмещенный в знаки. Впечатляющая игра… слов – двух основных героев – «слова и правды». Правды ради, надо отметить, что и писатель там встречается, но он свержен с пьедестала славы и работает на слово…Если бы так и было, сначала слово, ну а слава - как-нибудь потом!

Еще одно неожиданное явление героя в прозе Александровой Софьи «Потом-ство»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361344&pid=242&nom_id=678
Здесь герой – некое фантастическое существо, противостоящее глобальной техногенной катастрофе. Кого оно - существо Огнивица - вырастит, неизвестно, но при ней, кроме детёнышей, приживается маленький, почти спившейся человечишко, который видимо скоро или окончательно погибнет, или превратится в животное.
Написано предельно жестко в стиле нуар, главная героиня Огнивица – знает, что делать во времена апокалипсиса. Она уже не совсем одинока и не растеряется в тяжелые времена

4. Персонажи со свойствами времени
Выхваченный эпизод из прошлого, времен бунтарства и революций, может быть актуален и сегодня. Героев рассказа Олега Паршева «Прогулка» расстреливают.
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361758&pid=242&nom_id=678
и никакого развития истории дальше как бы не предвидится. Но… остаётся еще один, еле заметный, почти невидимый герой рассказа, вернее героиня – девушка в маске. И нам представляется, что это символ революции. Она одна и остаётся, а её самобранцы самообмануты и уничтожены. Эта героиня в маске Ундины, явившаяся посмотреть на своих подопечных революционеров, скрывается, не замеченная никем, до поры до времени. Предчувствие более грозной опасности буквально наполняет атмосферу рассказа, а "закулисная" героиня с завидной регулярностью будет появляться на страницах, если не прозы, то современных газет уж точно.

Необычное явление героя в рассказе Майи Галицкой «Возвращение»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362841&pid=242&nom_id=678
Время в этом рассказе – послевоенное; лишения, трудности ждут героев рассказа, но, не смотря на все их старания, кошка оказывается самой мудрой и человечной... Именно кошка определяет – кто есть кто в этой истории. Неожиданно.

5. Китайская шкатулка или проза с секретом
В истории Рустама Карапетьяна «Весна»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361872&pid=242&nom_id=678
герои меняются местами, как чет и нечет судьбы в историях-перевертыша­­х.­­ Несмотря на ухищрения действующих лиц, или наоборот их бездействие, главным героем оказывается дворник Нигматуллин, который и чертит главный знак - знак смерти, адресованный воплощению зла (по мнению дворника, конечно). На место зла - придет весна или оттепель, потому что Знак окажется чудодейственным, как мы знаем. Смесь истории и выдумки в этих абсурдистских главках приводит к тому, что главный герой имеет ярко выраженное лицо, профессию и умение чертить в воздухе. Это не может не радовать. Да, но рисует-то дворник свой магический знак метлой…,так не в ней ли всё дело? Всё-таки это волшебный атрибут….

Есть неожиданные повороты сюжета и в истории "Поляна", которую рассказывает Кэпсон Грейс.
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361809&pid=242&nom_id=678
Казалось бы самые обычные герои, увлекающиеся спортивным туризмом, выручают своего товарища, но наперекор доброму делу мистическим образом сталкиваются с другими героями - иными во всех смыслах. Иные давно продали душу за бессмертие и пытаются уничтожить обычных героев. И уничтожат. Эх, если бы вооружить героев каким-то знаком или волшебным атрибутом (как мудро это сделал Рустам Карапетьян). А то ведь читатель только привык к героям..., ан пора уж расставаться и посочуствовать не успели. Легенда, конечно, интересная, удачно вкраплена в ткань повествования, но героев потеряли...

6. Настоящие люди настоящих возможностей
В рассказе Ерофеевского Сергея «Исповедь хирурга»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363335&pid=242&nom_id=678
особенно радует то, что будущих героев много, именно к ним обращается наш одинокий пока герой самой гуманной профессии. И скоро они придут и заявят о себе. Хорошо бы с меньшей рефлексией, как мечтается главному герою рассказа, а с умением настоящих профессионалов. Преодолеть одиночество герою рассказа не удаётся в силу рокового стечения обстоятельств, он остаётся один на один со случившимся несчастьем.

Рина Головина в рассказе "Белая косынка"
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361465&pid=242&nom_id=678

выводит на авансцену обычную дачницу, которая оказывается необычным доктором и попадает в необычную ситуацию: принимает роды в электричке. Рождение ребенка, как и рождение скромного героя, постаравшегося остаться неизвестным, порадовало, так же как и сама история о житье-бытье еще одного доктора. Этот герой остаётся одиноким (кой) даже в радости своей, будем надеяться, что временно и слава героя найдет.

7. Холодное солнце надежд
В этом разделе обзора мы находим героев из миниатюры Туктаровой Гюльсары Сагиндыковны «Памятник»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=364187&pid=242&nom_id=678
– это будущие поэты, их много в рассказе, целая компания, как и в жизни. Может быть, возможности сообщества героев рассказа будут более широкими, а не такие, как у хирурга из предыдущего раздела. Но всё же «зарезать» своё произведение намного гуманней, чем человека.

В миниатюре автора Впленуиллюзий «Брак по расчету»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363837&pid=242&nom_id=678
героиня делает выбор, который оказывается неверным, хотя все расчеты были верными. Стоит ли рассчитывать на то, что невозможно рассчитать. Наша героиня в смятении и одинока до конца дней своих, потому что.

8. Любовь без имени
Не только без имени, но и без отчества, и без фамилии, не ест и не пьёт. Да и любовь ли она? Закрадывается подозрение, что появившаяся героиня сама еще не знает, что от неё хочет автор. Или знает, но понимает, что лучше попить чайку.
А первое лицо в рассказе Ласло Зурла «Она не читала Ремарка» наслаждается моментом.
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362224&pid=242&nom_id=678

9. Привет – прощай
Восхитительный герой из этого раздела является к нам в образе дождя, еще и цветка, в миниатюрах Руслана Гарифуллина «Цветок»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361836&pid=242&nom_id=678
Замечательные главки-метафоры. Связующая нить – наш герой, косой, никому не нужный дождь. Повествование – от имени дождя, дождевое видение мира, радость бытия и кульминация – спасение погибающего цветка. Миниатюры символичны, наполнены размышлениями и чувством. Остаётся вопрос – куда уходит дождь и как ему там…

Не менее интересный герой в рассказе-исследовани­­и­­ Евгении Ореховой "Рояль"
http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=360900&pid=242&nom_id=678
Мало того что он (наш герой) - путешественник не по своей воле, он еще и хранитель времени и разных миров, в которых побывал. Хочется узнать, что же будет дальше с этим большим, но таким ранимым и в какой-то мере уязвимым героем. Кого же он мне напоминает.... Замечательные вариации на тему переплетения вымысла и реальности.

10. Мимолетность или блики на стекле
Уроки психиатрии для новоиспеченного героя не пройдут даром. Всех вылечат, и его, и родственников его – всех излечит весёлый доктор. Герой оказывается на пороге открытий, которых он пока не совершил. Джордж-Мария Лемарк, "На приёме у психиатра"
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361561&pid=242&nom_id=678
В прозе Чайкина Андрея «Первая космическая скорость»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=361007&pid=242&nom_id=678
как будто два героя: Он, Она. У них собственная картина мироздания. Несостоявшаяся судьба становится точкой отсчета в движении к новому измерению. Несмотря на внешний пессимизм, у читателя появляется надежда под веселыми взлетными огнями…наконец-то, взлетаем!

11. Свеча горела
В превосходной прозе Наташи Крофтс «Как умирало слово»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363865&pid=242&nom_id=678
всё на месте, герой хорошо виден, почти осязаем. То он конквистадор, то он старик-шаман, то созвездие Белой Ламы. Замечательно, язык литературный, сверх того и истории интересны. Но, к сожалению, здешнего героя интересуют проблемы, с которыми мало знаком русский читатель. А ведь сколько слов умерло на просторах Сибири, не передать, но туда пока своего героя автор не отпускает, около себя придерживает, по крайней мере в этом конкурсе, а жаль. Было бы интересно.

12. Смехи мудрецов или осторожно, взрослые
Бывают хрупкие вещи века, а бывают самые обыденные вещи века, которые неожиданно приобретают голос и приглашают в свой мир. Удачная работа, необычные герои, им бывает по-разному на этой авторской кухне, у
Дмитрия Артиса в историях «Сказки на кухне»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362228&pid=242&nom_id=678

13. Чудеса
Чудеса ожидают нас рядом с героем-путешественни­­ком,­­ первопроходцем, да еще и философом. Такой герой появился в прозе Алексея Брайдербика «Льдины»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=363898&pid=242&nom_id=678.
В этом эссе главный герой - природа, точнее Лёд, который всё время пытается что-то поведать наблюдателю, передать зашифрованные в трещинах и изломах сообщения. Это-что-то пока не ясно, но герой явно настроен отгадать загадки льда.

14. Важно не только то…, а что?
«почувствовав море в себе, человек находит себя», пишет Евфросиния Капустина в миниатюре «Море внутри»
http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=362686&pid=242&nom_id=678

и тогда он станет героем, добавляем мы. Наш Герой – человек, не выдумка, не история, а прежде всего - человек.

Что же ему нужно, чтобы почувствовать себя героем?

"Вид его зачастую сумрачен, но несомненна также и постоянная
готовность к веселью.
Весьма импонируют его открытые и напряженные отношения с реальностью.
Проснувшись, я подумал, что к этому нечего добавить... ("с четверга на пятницу". Лев Рубинштейн).

На этом умозаключении мы и завершаем наш короткий обзор.
Желаем авторам успехов и добра на пути поиска своих героев и создания своих замечательных историй. Радости вам и нескончаемого творчества, пилигримы наших дней!

От имени и по поручению Оргкомитета и Судейской Коллегии полуфинала МГИК-7,
Алла Райц - Руководитель группы жюри МАЛАЯ ПРОЗА

Продолжение следует...

Общий список работ финала
http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=516486&project=88