Дожди добра
Эссе
«Соловьёвские чтения» давно стали заметным событием в культурной
жизни не только земли вышневолоцкой, но и всего Верхневолжья.
Каждый год, в канун дня Святой Троицы, в село Осечно съезжаются
поэты из городов и районов Тверской области, любители поэзии, да и
просто жители всей округи, чтобы почтить память члена Союза
писателей России В. Н. Соловьёва. И этот день всегда проходит как
большой праздник поэзии, вдохновения и творчества. И несмотря на то,
что Владимира Николаевича нет с нами уже более двадцати лет, его
стихи по-прежнему актуальны и созвучны времени. Многие из них
звучат так, как будто написаны сегодня.
За тридцать с лишним лет работы в газете «Вышневолоцкая правда» мне
приходилось встречаться со многими интересными творческими людьми –
артистами, писателями, поэтами, художниками, хорошо известными в нашей
стране, делать репортажи с места событий, а то и брать интервью у именитых
гостей, писать очерки, зарисовки. За далью лет по-доброму вспоминаются
многие из них.
По-своему запал мне в душу и поэт В.Н. Соловьёв. Впервые я увидела его в
редакции «Вышневолоцкой правды», где работала журналистом. И вот
входит в приёмную редактора невысокий, коренастый мужчина, скромно
улыбается и говорит:
- Я не слишком рано?
_ Нет, Владимир Николаевич, не рано! У нас всё готово, сейчас начнём,-
сказали ему.
Бросилась в глаза внешность этого гостя: обветренное лицо, волосы под
цвет выгоревшей травы, крепкие крестьянские руки. Как-то не верилось, что
это и есть тот человек, к встрече с которым мы так готовились, чтобы
послушать «высокую» поэзию.
Спросила у коллег:
- Кто это?
- Наш тверской поэт! Но поэзия его совсем не городская. Он корнями к земле
прирос! А живёт сейчас рядом, в Осечно, - ответили мне.
Сразу почувствовалось, что Владимир Николаевич скромный чтец и стеснительный человек.
В нём не было никакой показухи или умничанья, никаких лишних жестов
или краснобайства. Но слушали мы его в полнейшей тишине, потому что
была боль души, тревога за многое из того, что происходило вокруг. А
лирика подкупала сдержанностью, мягкостью, душевной деликатностью.
И в последующие творческие встречи мои первые впечатления и
эмоциональные порывы, к счастью, не развеялись, как дым. Наоборот, я
только убеждалась в том, что творчество этого поэта заслуживает большого
внимания. И сейчас, по прошествии долгого времени, мне снова хочется
заглянуть в его творческую «лабораторию», почувствовать те незримые нити,
которые связывают мысли и убеждения поэта с окружающей жизнью,
реальной действительностью, почувствовать главное: а что же является для
него истинным «хлебом насущным», что питает душу и сердце, а в конечном
итоге – само творчество? У Владимира Николаевича было обострённое
чувство Родины, привязанности к родной земле, к деревне Сосновицы, где
родился и рос.
Для меня началась Россия
С голубых материнских глаз.
И душевнее их,
И красивей
Я найти
Не могу сейчас.
У окошка толпились клёны,
Шелестели, как будто шёлк.
От крыльца по траве зелёной
Первый раз я
Россией шёл.
Поражался её величью,
Уносился в синь высоты.
И в росе,
И в полёте птичьем
Я Отчизны искал черты.
У настоящих мастеров нет временных границ, их слово всегда
своевременно и необходимо людям, как воздух. И поэтому всегда находит
отклик в их сердцах. Да, это трудно, сложно, ответственно, требует не только
большого творческого мастерства, но и ясного осознания своего места в
обществе, своей гражданской позиции. В творчестве Владимира Николаевича
такая предельная ясность была, о чём бы он ни писал:
Да,
Мы облучены,
Поэзия – как ядерные взрывы:
Она и в явь врывается,
И в сны,
И делает несчастным
И счастливым.
Мы пропускаем
сквозь свои сердца
Чужие судьбы,
Напряженье буден.
Нам суждено
до смертного конца
Искать слова
И отдавать их людям.
Поэт обладал Божьим даром находить именно такие слова, которые
волнуют ум и душу человека. Прежде всего, потому, что его стихи – как
откровения, в них нет ничего надуманного, поверхностного, нет фальшивых
умозаключений и назидательных наставлений. И о чём бы ни писал – обо
всём говорит от себя, искренне восхищаясь, страдая и переживая.
Владимир Николаевич – из поколения детей войны, которые и голодали, и
страдали наравне со взрослыми. Суровой действительностью были горечь
утрат, похоронки, слёзы матерей, горе каждой семья, когда «... В село из
сотни мужиков вернулось трое». Всё это надо было видеть, испытать,
пережить, поэтому дети войны в то страшное время взрослели очень рано.
Не мне писать бы о войне…
Тогда кому же?
Одна ботвинья на столе
Была на ужин.
А детство – голодом из глаз,
До боли ясно.
Коптилка тощая у нас
От взгляда гасла.
От оклика ночной совы
Сгущался вечер.
Платок у мамы с головы
Сползал на плечи.
Клубились дальние дымы
Под перетолки.
И, как за жизнь, держались мы
Коням за холки…
Как глубокая и незаживающая рана, навсегда оставшаяся в душе с самых
ранних детских лет, звучит и стихотворение «Шапка». Оно об отце, не
вернувшемся домой с поля брани. Но есть в этих строчках и ещё одна, чётко
обозначенная линия. Это тема личного отношения автора не только к
событиям минувшей войны, но и к тому, что происходит со страной на
данном историческом отрезке времени, его личная гражданская позиция:
Сорок третий год
в огне дробился,
Ветер выл, ошпаренный свинцом.
Мой отец в атаке оступился
И упал…упал вперёд лицом.
Кровь сочилась струйкою
над бровью,
В прядь волос,
как ленточка вплелась.
И последнею отцовской кровью
Звёздочка на шапке запеклась.
И метели в поле завихрились,
Разрывая утро на куски,
Не от них ли снегом заискрились
Той зимою мамины виски.
И когда пришла
в посылке жёсткой
Шапка, горькой вестью об отце,
Тех метелей злые отголоски
Мать в слезах
свалили на крыльце.
Много вёсен ветром разметало,
Выкрепчала жизнь у нас в стране,
Снова слышен
злобный звон металла –
Шапка чутко дремлет на стене.
…Ну а если потеряют меру
И война обрушится в сердца –
Шапка мне подходит по размеру,
Да и сам я, говорят, в отца.
Это стихотворение было опубликовано в поэтическом сборнике «Большак»,
который вышел в свет в 1966 году. Владимир Николаевич был в ту пору
совсем ещё молодым человеком, а как всё прочувствовано, как за душу
берёт! Более полувека прошло, но обращение поэта особенно актуально
сейчас, когда неспокойно у российских границ, когда война действительно
обрушилась и на нашу землю, и в сердца. И хотя автора давно уже нет в
живых, подросли новые поколения соотечественников, которые учатся на
этих стихах любить свою Родину, учатся гражданственности и
ответственности за страну. Не случайно, что строка именно из этого
стихотворения – «Снова слышен злобный звон металла…» определила
тему поэтического конкурса «Соловьёвская строфа-2023», который
посвящался специальной военной операции на Украине.
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в России родилась
патриотическая акция «Бессмертный полк», в которой теперь принимают
участие миллионы наших сограждан. Она стала ещё одним духовным
достоянием народа, ещё раз доказала, что выстраданное слово поэтов, всех
россиян-патриотов об общенациональном единении не осталось не
услышанным.
Всё, о чём писал В.Н. Соловьёв, пережито им самим в полной мере. Его
творчество – это проникновенная песня души. Чистая, откровенная, добрая.
А её истоки – в светлой любви к родной земле и отчему дому, к России и её
народу. И хотя немало горестного было и в личной судьбе поэта, и в жизни
родной страны, любовь ко всему сущему на земле ярким огнём горела в душе
поэта, рождая на свет глубокую, проникновенную лирику:
Пью на хвое настоянный запах,
Утро свежестью
брызжет в глаза,
На еловых раскидистых лапах
Отдыхает небес бирюза…
Или вот эти строки:
В тот день
Дожди седые моросили
И ветер тёрся о щеку стены,
Мне мама тихо пела о России,
Перешивая батькины штаны…
А сколько тепла, душевных волнений и воспоминаний дарят нам такие
стихи, как «Тропы России», «Отгорело солнечное лето», «Заброшенные
вишни», «Жить да жить бы нам», «Межа», «Утро в селе», «Наша осень», «Я
иду по траве росистой», «Для меня началась Россия», «Родное» и многие
другие из этого цикла. Словно чище сам становишься, терпимее и мудрее.
Владимир Николаевич всегда был на острие жизни своего народа, вместе с
ним переживал радости и беды, жил надеждой на лучшее. И что самое
главное - он никогда не глумился над трудностями родной страны, хотя с
горечью воспринимал её неустроенность в 80-е годы, когда шла перестройка,
когда оголились проблемы деревни, людей земли, которые были вынуждены
бросать её в поисках лучшей доли. И это тоже находит отражение в его
творчестве. Но вместе с этим мы читаем:
Я люблю
Российские деревни:
Каждый закоулок, каждый дом
Воздухом пронизаны целебным
И облиты солнечным теплом.
Эта любовь звучит основным лейтмотивом в многогранном творчестве
поэта. А российские деревни он считал «началом всех начал». Тематика
стихотворений В.Н. Соловьёва довольно объёмная. Но надо отметить, что он
всегда предельно откровенно, прямо, а порой и довольно жёстко, говорил обо
всём, что волновало, при этом ничего не тая. И всегда по-доброму, без зла и
усмешки, без двойных стандартов. Крестьянский сын, он всё воспринимал
как глубоко личное, потому что не отделял себя от Родины, от земли, которая
вскормила, от своего народа.
Велика Россия –
Не обскачешь,
Не объедешь
И не облетишь.
Никогда потерь
Не переплачешь
И печалей
Не перегрустишь.
Всех полей её
Не перепашешь,
Сыновей её
Не перечтёшь.
Столько свадеб,
Что не перепляшешь,
Столько песен –
Не перепоёшь.
Ни беда,
Ни радость
Не забыты –
Не к лицу
своей Отчизне льстить.
Но каким я должен быть
Открытым,
Чтоб всё это
В сердце уместить!
Особый след в поэзии В.Н.Соловьёва оставило село Осечно, куда он
переехал в 1981году. Здесь он жил и плодотворно работал в течение всех
последних лет. Удивительно красивый уголок лесов и озёр благодатной
вышневолоцкой земли, где поэт находил душевные силы и вдохновение. Это
был наиболее насыщенный период его творческой биографии. Именно здесь
рождались новые стихи, наполненные тонким лиризмом, глубиной чувства и
мысли.
Владимир Николаевич многое сделал для того, чтобы село Осечно стало
настоящим центром притяжения русской провинции. Сюда приезжали поэты,
писатели, художники из Вышнего Волочка, Твери, Москвы, Санкт-Петербурга и
многих других городов.Здесь он встречался с такими признанными мастерами
слова, как Николай Старшинов и Владимир Костров, которые по достоинству ценили творчество
нашего поэта-земляка. И каждый, кто бывал в этих местах, освящённых божьей
благодатью, увозил с собой частичку его неуёмного восхищения родной
природой, привязанностью к отчему дому, которым для него и была Россия.
А значит, и сама суть простого человеческого бытия:
Учусь косить,
учусь копать картошку,
Учусь колоть сукастые дрова.
Становятся ценнее
хлеб и ложка,
Становятся весомее слова…
Умер Владимир Николаевич Соловьёв в Рождественскую ночь, 7 января
1999 года. Похоронен он в своей творческой обители, каковой считал село
Осечно, около старинного Троицкого собора. Столько лет прошло, а стихи
«Осечновского соловья» по-прежнему «идут в народ»! В 2002 году вышла
книга «Ветер с родины», где собраны стихотворения, поэмы, пародии,
письма Владимира Николаевича, а также воспоминания его современников,
статьи, рецензии. А в 2007 году был выпущен сборник стихотворений «Моё
Осечно…». И всё это тоже наше бесценное культурное и духовное
достояние, которое нужно беречь и приумножать.
На протяжении всей жизни родная земля питала творчество поэта, как
чистый, неиссякаемый родник, давала силы жить и работать:
Отчий край,
задумчивый и древний.
В шалях вьюжных
строгие стога.
Тёмные и тихие деревни
Прячут окна в синие снега.
Под звездой застыли перелески,
Притаился ветер-снеговей.
Облаков причудливые фрески
Мудро внемлют Родине моей.
Выйду я в полуночное поле,
Где шуршат снежинки
по стерне.
Что-то есть щемящее до боли
В этой чистой русской
тишине…
В каждом слове – такая пронзительная грусть и благоговение перед
гармонией мироздания, искреннее чувство привязанности и сопричастности
ко всему, что окружает. Поражают простота и доступность мысли, яркость и
выразительность, глубинный смысл и таких строк, словно вырванных из
души: «В озере луна, как каравай, и, как соль, вокруг сверкают звёзды».
Думаю, только человек, близко соприкасающийся с природой, умеющий
чувствовать все её самые прекрасные мгновения, умеющий сопереживать и
радоваться, в состоянии найти подобный поэтический образ. Однажды
прочитав, уже не забудешь никогда. И всякий раз, всматриваясь в ночное
небо, обязательно вспомнишь Владимира Николаевича и эти его строки.
В стихотворении «Зачем я тут?» он пытался решить для себя философскую
проблему смысла жизни, которая будоражила умы поэтов всех поколений:
Вокруг Осечно по лесам
Цветы неброские растут.
Себя я спрашиваю сам:
- Зачем я тут? Зачем я тут?
…И неуютно, трудно мне,
Что всё больней вопросы жгут.
И тихо я шепчу земле:
- Зачем я тут? Зачем я тут?
С такой же пронзительностью звучат и строки с признанием, что самые
лучшие, задушевные слова автором еще не сказаны, что не покидает его
сердце надежда. Несмотря на всё пережитое, на годы трудных поисков
единственно верных и нужных людям слов, Владимир Соловьёв сумел
сохранить в себе западающий в душу лиризм, правдивость и чуткость.
На протяжении всей его жизни главной в творчестве была тема Родины во
всех её проявлениях. А любимые герои произведений – люди «крестьянских
искони корней», порой с нелёгкой личной долей, в которой просматриваются
и общенародные судьбы. Люди деревни всегда рядом с ним и с нами, чтобы
рассказать, «как хлеб растят, как пашут землю». Не удивительно, что и свой
творческий удел поэт выразил такими словами: «Я забот земных прямой
наследник…».
И если бы Владимир Николаевич был с нами на поэтических встречах в
его любимом Осечно, то он получил бы ответ на свой мучительный вопрос:
«Зачем я тут?». За тем, чтобы мы имели счастливую возможность
прикоснуться к необыкновенно светлой поэзии, наполненной любовью и
добротой, почувствовать идущую от сердца проникновенную, гармоничную
поэзию, откликнуться на неё душой и радоваться жизни. И чтобы всегда
омывали нас «Дожди добра», о которых поэт писал:
Душа распахнута.
Я ветром пьян.
Душа распахана
И ждёт семян.
А небо синее –
Жара с утра.
Пролейтесь сильные
Дожди добра.
Смывайте серую
И пыль, и грязь.
С друзьями верными
Пойду, смеясь.
Уже проклюнулась
В полях трава.
И к людям двинулись
Мои слова.
Идут и вечером,
Идут с утра.
Над ними вечные
Дожди добра.
Мне кажется, что только совестливый, честный перед собой и читателями
человек мог поставить такую точку, подытоживая и свою судьбу, и своё
многолетнее и такое многогранное творчество, охарактеризовать его как
вечные «Дожди добра». Он чувствовал это и понимал. Несмотря на течение
времени, мы тоже это чувствуем и понимаем, потому что добро, оно ведь
действительно – категория вечная. Поэтому поэзию Владимира Николаевича
будут любить и помнить.
Нина Сёмочкина,
член Союза журналистов России.
На снимке: член Союза писателей России В.Н. Соловьёв.