ДО БУДУЩЕЙ ГОРЫ!
В 1967 году на сибирской реке Уде студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин погиб, спасая детей. Год спустя, в 1968-м, друзья собрались на слёт в память о нём. И по сей день подвиг Валерия Грушина объединяет авторов, исполнителей, слушателей песен под гитару со всей России и из-за её пределов. Традиция не прервалась ни в 1980–1985-м, годы официального запрета Грушинского фестиваля, когда он проводился полуподпольно, ни во время пандемии коронавируса, когда пришлось на два года уйти в онлайн-формат. В постпандемийном 2022-м ощущалось, как грушинцы соскучились по родной поляне, любимым бардам и встрече с друзьями. Но ещё больше гостей – 56 тысяч человек из 273 городов – собрал юбилейный, пятидесятый Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.
Огромная фестивальная поляна раскинулась на Мастрюковских озёрах – протоках Волги – недалеко от Самары и Тольятти. В этом году вместо старой железной лестницы выстроили деревянную, ведущую на фестиваль с железнодорожной станции «Платформа имени Валерия Грушина», куда прибывает электричка «Грушинский экспресс» с оригинальными столиками в форме гитар. Если споры о достоинствах и недостатках новой лестницы не утихают, то красота её подсветки сомнений не вызывает. А какая потрясающая панорама открывается сверху! Поэтому те, кто прибыл на автотранспорте, поднимаются наверх для фотосессий – или чтобы снять на смартфоны торжественную, с оркестром, встречу «Грушинского экспресса». К слову, станция в последние годы преобразилась до неузнаваемости, это уже не прежний скромный полустанок «135-й километр», и более того – здесь есть своя сцена.
Итак, бескрайняя панорама – то, что непременно надо видеть новичкам, да и грушинцам со стажем она не приедается. И, конечно, старожилы советуют тем, кто на фестивале впервые, непременно посетить передвижную экспозицию, посвящённую Валерию Грушину.
Главный секрет правильного Грушинского фестиваля – грамотно выбрать место проживания. Кому-то по душе тихий островок соснового бора рядом с пляжем, а кто-то – и автор этого материала в их числе – предпочитает селиться ближе к центру, где сразу до нескольких сцен рукой подать. Я в который раз жила в замечательном лагере «Перевал», в этом году отметившем десятилетний юбилей. Гостеприимная, добрая компания, в которую легко вписаться с семьёй или в одиночку, круг палаток за баннером «Перевал» – мой грушинский дом. Друзья из Самары, Саратова, Саранска, Москвы, магнитогорцы уже скучают по вам! Приходишь усталый после забега по концертам или волжского заплыва – и есть с кем поделиться впечатлениями. Для тебя непременно вскипятят чайник на походной газовой плитке – жечь костры не рекомендуется, – предложат перекусить, а если надо, то поделятся содержимым дорожной аптечки. И составят компанию.
«Ты идёшь на Митяева? Уже скоро! – Да, конечно!» – где, если не здесь, можно услышать классиков, чьи песни когда-то переписывал в тетрадку? Вадим Егоров, Вадим Мищук, Анатолий Киреев, Вячеслав Ковалёв… Для любителей бард-рока и бард-фолка – сцена «Время колокольчиков». Для ценителей современной авторской песни – сцены «Квартира» и «Междуречье». Название площадки «Чайхана» говорит само за себя, – кстати, «рулят» ею наши друзья, талантливые уфимцы Стэм Файрушин и Владимир Кузьмичёв. А на площадке «У Грушинского костра» наливали горячий чай всем желающим – котелок всегда на огне. И это далеко не все сцены. Главная концентрирует в своей программе всё самое интересное.
Изюминками Грушинского-2023 стали программа «Рука в руке», когда одарённые дети поют вместе с именитыми бардами, и проект «Аллея фестивалей», где были представлены и уральские бардовские события, из которых особо хочу отметить полюбившийся магнитогорцам фестиваль «Белая река», проходящий в последние выходные августа под Белорецком.
Сольные концерты классиков и восходящих звёзд авторской песни – стержень грандиозного фестиваля на Мастрюковских озёрах. Грушинский вобрал в себя лучшее, что есть в жанре. Среди моих самых сильных впечатлений – великолепный автор Сергей Данилов и прекрасный гитарист Михаил Брунец, благодаря которому давно знакомые песни не слишком отличаются от классического звучания знаменитого дуэта Александр Гейнц – Сергей Данилов. Эти песни публика встречала овациями и тогда, и сейчас! Вспомнилось, как четверть века назад я возвращалась с Грушинского с пустым кошельком и пустым желудком, зато с кассетами любимых бардов, в числе которых были и они… И ещё во времена моей юности великой ценностью были плёнки с песнями Виктора Третьякова, Елены Фроловой, Тимура Шаова – так здорово слышать их вживую!
Праздником была возможность послушать иркутского барда Олега Медведева, – кстати, часть слушателей приезжает на волжские берега именно ради него. На этот раз – даже из Якутии. «Песни, которые помогают жить», – самый распространённый отклик на его творчество. Подтверждаю: так оно и есть.
Самые душевные концерты и первые два тура поэтического конкурса Грушинского фестиваля идут на сцене «Пилигримы». Её руководитель Эдуард Филь – настоящий подвижник, именно он создал Международный Грушинский интернет-конкурс, победа на котором позволяет выйти сразу в третий тур конкурса Всероссийского фестиваля имени Валерия Грушина, а призовые места – во второй. А ещё он стал инициатором и главным организатором фестивальной «поэтички». В своё время ему в ответ на вопрос, почему на Грушинке обойдены вниманием поэты, сказали: «Надо? Сделай». И он сделал! С 2017 года с удовольствием участвую в грушинском поэтическом конкурсе.
А ещё на «Пилигримах» идут творческие дискуссии. Поэтическую мастерскую вели Тейт Эш – её мощными стихами я несколько лет зачитываюсь – и глубокий, тонкий, проникновенный лирик Вероника Сенькина. Они помогали авторам осознавать свою мотивацию в поэзии («неправильных ответов не существует!»), выстраивать мостик между стихами и слушателями, давали вдумчивую обратную связь. Разговор шёл корректный и уважительный, на равных. Тем, кто способен вывести тебя на новый уровень, не обязательно делать важный вид, чтобы доказать свою значимость. Им достаточно быть собой. Причём ведущие мастерской одинаково бережно говорили о стихах сильных и не очень. Не давая оценок, они делились опытом, как поэту уйти от штампов и научиться выражать мысли и чувства собственным голосом. Разумеется, времени нам не хватило – плотная программа фестиваля не предполагала продолжения мастерской, и всё же эта возможность нашлась – желающие во главе с Тейт переместились в наш лагерь «Перевал», расположенный по соседству. И мы ещё долго общались – отвергая и соглашаясь, открывая для себя что-то новое. Так, поэт и культурный деятель Стефания Данилова дополнила начатую Тейт Эш тему толстых журналов, актуальную для многих современных авторов. (К слову: а ещё Стефания приготовила сюрприз для товарищей по Международному Грушинскому интернет-конкурсу и всех зрителей: на Главной сцене звучала музыкально-поэтическая композиция о дорожной романтике, созданная ею в соавторстве с Александром «Сэро» Коньковым.) В мастерской участвовала и рязанский поэт, лауреат Грушинского-2022 в номинации «Поэзия», член жюри-2023 Галина Семизарова, стихи которой отличают глубина и пронзительная искренность.
Открытая мастерская предполагает общую вовлечённость в беседу, разговор и с мастерами, и с собратьями по перу. Так создаётся не только песенное, но и поэтическое грушинское братство, та среда, которая вдохновляет и даёт стимул работать над собой.
Одним из дорогих моему сердцу событий стала встреча с поэтом, журналистом, лауреатом литературных премий, культурным деятелем Ириной Алексеевой. По итогам фестиваля «Витебский листопад» (2021) мне посчастливилось получить её специальный приз – публикацию в альманахе «Яблочный Спас» и чудесное фарфоровое яблоко. После вручения награды мои стихи открыли музыкально-поэтическую программу Ирины Алексеевой и её соавтора Валерия Афанасьева на «Пилигримах».
Разумеется, каждому конкурсанту – и поэту, и барду – хочется выйти и на легендарную плавучую сцену в форме гитары, когда перед тобой – сияющее небо ночной Горы, на котором зрители зажигают звёздочки-фонарики. Это право даётся только лауреатам. Не зря я болела за песню московского барда Сергея Клочнева «Белиберда», – вопреки «легкомысленному» названию, у ироничной композиции весьма серьёзный подтекст. Радостно было видеть Сергея на Гитаре! А в номинации «Поэт» лауреатом стала разносторонне талантливая Анна Фомина – автор стихов и песен. Аня стала моим открытием на ГФ-2023. О себе она рассказывает: «Родилась и выросла в городе Сергиев Посад. Тружусь в Москве. Сам себе режиссёр, волонтёр, актёр, директор, протектор, затейщик и расхлёбщик. Многолетний организатор фестивалей Prostofest (Москва), «Шокофест» (Москва и Московская область), «Дивные Берега» (Калуга), «Солнцестояние» (Москва–Петербург), «БабРок» (Москва). В качестве музыканта (клавишные) работаю в разных жанрах: арт-рок – группа «Театр Одного Вахтёра», пост-бард-рок – группа «ТуткактуТ», а также мелодекламация, дуоспектакль «Фомина-Лилеева». Убеждена, что искусство и любовь спасут мир».
Все четверо финалистов – Анна Фомина, Тейт Эш, Стефания Данилова и я – получили дипломы победителей конкурса поэзии ГФ-2023, что, конечно, греет душу, и читали стихи на Главной сцене в рамках концерта участников третьего тура, который открывает новые имена и потому собирает немало зрителей. У меня очень тёплые воспоминания об этом выступлении. Финалистки поздравили друг друга с успехом, пожали друг другу руки. Удивительное ощущение: ты поднимаешься на Главную – и тебе вслед искренне желают удачи. Перед тобой – люди, деревья и небо. И остаётся только произнести слова.
___
Материал о юбилейном, 50-м Грушинском фестивале был опубликован в газете «Магнитогорский металл» 11.07.2023:
https://magmetall.ru/upload/iblock/99b/6xmzauf4k8u5st9s1lf32fbhujw58awe…